Клиника Global Med System

Мы действительно лечим!

(0371)289-43-03

ИГРОМАНИЯ ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений. Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих аппаратов. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» — игра). Игромания (игровая зависимость, лудомания, гэмблинг-зависимость) – разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям. Наиболее распространенный вариант игромании – зависимость от компьютерных игр. Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон. Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, но консенсус в этом вопросе ещё не достигнут. Причины игромании. Возникновение игромании может быть спровоцировано социальными факторами и психологическими причинами. Социальная обусловленность этого заключается в отрицании массовым сознанием такого недуга как игромания. Ведь игра испокон веков считалась безопасным средством для времяпровождения, невинным способом снять последствия стрессовых влияний и возможностью отвлечься от насущных проблем. Компьютерная игромания сегодня представляет особую опасность, поскольку родители самостоятельно и сознательно «подсаживают» малышей на различные игры. Ведь так проще. Не нужно им уделять внимание после тяжелого трудового дня, пока они играют в компьютерные игры, у родителей освобождается время для себя или дома. Сегодня большинство родителей купили своим чадам планшетные компьютеры, портативные и обычные игровые приставки. Это существенно повышает риск вырастить из ребенка игромана. Среди основных причин развития игровой зависимости выделяют: • чувство одиночества или неудовлетворенности; • отсутствие ярких моментов в реальной жизни; • несформированную психику (фиксация в детском или подростковом возрасте); • общая податливость зависимостям; • ощущение легкой наживы; • сексуальную неудовлетворенность. • психические нарушения. Про наличие игровой зависимости свидетельствуют следующие симптомы: • нежелание зависимого человека отвлечься от компьютерной игры, появление ярко выраженного раздражения при вынужденном отстранении от игры, при возобновлении компьютерной игры наблюдается эмоциональный подъем; • неспособность спрогнозировать время завершения компьютерного сеанса, откладывание этого момента на длительное время; • постоянные разговоры зависимого человека о его любимой компьютерной игре; • отсутствие интереса к еде (прием любой пищи, не отходя от компьютера); • нерациональный режим дня, сокращение времени на сон с целью удлинения компьютерного сеанса; • забывание о служебных, домашних делах, отсутствие интереса к ним; • пренебрежение личной гигиеной. Болезнь или нет Почти каждый из нас считает, что играть в компьютерные игры – полностью безопасно. Однако это далеко не так. Они могут вызвать зависимость, сходную с зависимостью от наркотиков и азартных игр – считает Кит Беккер, директор организации Smith & Jones Addiction Consultants. У некоторых зависимых людей, лечившихся у него, наблюдался абстинентный синдром. Люди просто дрожали и потели при виде компьютера. Социальные контакты таких детей полностью разрушены, говорит он. Зависимость проявляет себя в том, что люди, особенно дети, не могут нормально общаться в реальном мире, и как следствие – социализироваться в обществе. Около 160 000 южнокорейских детей в возрасте от пяти до девяти лет пристрастились к Интернету через смартфоны, планшеты или ПК. Проблема в том, что нынешнее молодое поколение подвержено влиянию технического прогресса с раннего возраста, и с течением времени, привыкает к нему. Все больше детей узнают, как играть в компьютерные игры или как использовать мобильные устройства, прежде чем они начинают читать и писать. И к тому времени, когда они выучиваются грамоте, уже налицо пристрастие к новым технологиям. Дети забывают обедать в школе, не хотят играть в спортивные игры, потому что они зациклены на своем мобильном устройстве. Зависимость может начаться уже в возрасте трех лет. А к десяти годам у таких детей наступает настоящая зависимость не химического свойства, но тоже сродни наркомании – с ломками, истериками и вплоть до угрозы самоубийством, если вдруг они лишаются своих гаджетов. Для решения этого вопроса, детей Южной Кореи в возрасте от трех до пяти лет будут просвещать об опасностях злоупотребления цифровыми устройствами и Интернетом. Министерство Общественной Администрации и Безопасности намерено изменить законы так, что опасность Интернет-зависимости, как отдельный предмет, будет преподаваться на всех уровнях образовательного процесса: от дошкольного, до высшей школы в Южной Корее. Воспитатели детских садов будут начинать с преподавания положительных функций, которые можно выполнять делать с помощью мобильных устройств и Интернета. В возрасте от четырех до пяти и выше - опасности чрезмерного увлечения гаджетами. будут преподавать. Дети будут учиться по новой сказке, где герой становится Интернет-зависимым. Сказка Игра содержит видеоигры, обладающие определенными перерывами, где дети будут играть в другом месте, а потом вновь возвращаться к сказке. В то же время, интернет-зависимость ещё не везде признали болезнью, но среди медиков уже начинают говорить о том, что это превращается из социальной проблемы в область психического заболевания для многих. В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью. Они считают, что рассматриваемый вопрос требует дополнительных тестов. В данный момент, по мнению специалистов, игромания не является проблемой для общества. Обсуждение того, является ли зависимость от компьютерных игр отдельным синдромом или симптомом подлежащих проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, продолжается. Однако, Китай уже официально причислил интернет-зависимость к психическим расстройствам в 2008 году. Степень тяжести заболевания классифицируется по количеству затраченного времени онлайн, начиная от 6 часов каждый день. Причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр ученые видят в так называемой системе вознаграждения. Ряд игр, в том числе многопользовательские ролевые игры и мобильные игры, предполагают особый цикл игры. Этот цикл включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина, эндорфина и энкефалина – «гормонов удовольствия». Организм запоминает приятное ощущение, и в итоге появляется зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении человеком наркотических веществ. Стадии развития зависимости. Учёные выделили динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии: первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости), затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости). В результате зависимость достигает максимума, величина и характер которых зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости). Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности). Клиника и симптомы игромании Симптомы игровой зависимости: • нервозность и раздражительность; • апатия ко всему; • необоснованный гнев, чрезмерная возбудимость; • отсутствие самоконтроля; • жизнь вне игры кажется не интересной; • "ломка" без игры; • неудержимое желание постоянно играть. Симптомы игромании – снижение зрения, нарушение в пищеварительной системе, ослабление мускулатуры, проблемы с позвоночником. Сильнее всего страдает психика, что характеризуется неадекватным поведением, появляются сложности отличать реальность от виртуальной среды. При этом реальность начинает провоцировать у игромана негативные ассоциации, так как в реальности он не обладает сверхспособностями наделенными в игре. В виртуальном мире он богат и силен, красив или нередко и совершенен, в игре может иметь статус и высокое положение, чего нет у него в реальном мире. Такое положение приумножает желание играть, скрыться от насущных проблем, неблагоприятной среды, ежедневных обязанностей. Поэтому у игроманов чаще зарождается в сознании навязчивая мысль «зачем вообще нужна реальность». Это подростков с неокрепшим сознанием толкает на экстремальные поступки или суициду. Как лечить болезнь – игроманию Вылечить болезнь сложнее, чем предотвратить развитие игромании. Если вы чувствуете, что становитесь зависимы от игры, сразу обратитесь за помощью к психиатру. Врач выявляет причины и назначает специальное психотерапевтическое лечение. Также он подберет необходимые медикаменты и научит самоконтролю. Лечение игромании – довольно долгий процесс, успех которого в первую очередь зависит от желания больного и поддержки близких людей. Как поступить, если ваш родственник стал игроманом Во-первых, не нужно впадать в отчаяние и начинать использовать ультиматумы, закрывания в комнате и т.д. Это к хорошему не приведет, а лишь вызовет агрессию больного. Во-вторых, попробуйте склонить игромана к посещению опытного психиатра. Не забывайте, что сам человек, никогда не признает зависимость. В первую очередь, доктор налаживает контакт с игроманом, вызывает в нем доверие и проявляет желание помочь. При легкой стадии заболевания лечение могут произвести друзья и родные, нужно просто заполнить время пациента. То есть в то время, когда человек обычно играет, нужно заняться чем-то другим: сходить в гости, съездить на пикник, провести время с детьми и второй половинкой. Если зависимость возникла у ребенка, подростка, то здесь главное влияние родителей, ведь, как правило, "затягивание" в игру происходит из-за дефицита родительской любви и внимания. При этом главное наконец-то подружиться с чадом, начать выделять на общее с ним больше времени. В тяжелых случаях может даже понадобиться терапевтический курс в психиатрической больнице с использованием лекарственных средств. Препаратов, излечивающих игроманию, нет. В специализированной клинике используют комплексный подход, включающий духовную работу, лекарственные препараты (антидепрессанты) и психологическую помощь. В настоящий момент в ряде стран создаются и функционируют ряд медицинских учреждений и программ, осуществляющих лечение и профилактику игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Программа состоящая из двенадцати этапов, рассчитана как на детей, так и на взрослых. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало программу Nighttime Shutdown, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более 2 миллионов пользователей в стране. Суть проводимых мероприятий состоит в закрытии доступа геймерам младше 19 лет к MMOG-играм в течение шести часов в сутки. По другой программе постепенно снижается скорость подключения к интернету у тех пользователей, которые играют в MMORPG-игры дольше определенного времени, что в итоге приводит к невозможности осуществления игрового процесса. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13% пользователей Мировой паутины зависимы от онлайн-игр или Интернета, в 2005 году была открыта клиника для подростков, "больных" компьютерной зависимостью. Эта больница считается самой лучшей в вопросе лечения данной психологической зависимости, и в ней уже прошло лечение несколько сот человек. Лечат тут медикаментозно, терапевтически, а также дети занимаются спортом: плаванием и баскетболом. Все нацелено на то, что уже через две недели подросток вернется к нормальной жизни. В 2007 году открылся летний реабилитационный лагерь. Лечение состояло в том, что в течение 10 дней дети и подростки общались друг с другом, психологом и природой. Другой, практиковавшийся способ – интеграция в компьютерные игры специальной системы, препятствующую игре, длящейся более чем три часа. Чем больше время игры, тем больше способностей и умений теряет игровой персонаж. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения – провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра. «Местные департаменты министерства будут инспектировать онлайновую активность по всей стране и принимать меры в отношении организаций, нарушающих этот запрет, вплоть до прекращения их деятельности» — заявил заместитель министра Ле Нам Тхан. Данная мера направлена на улучшение образа жизни подрастающего поколения. Ниже мы приводим тест на зависимость от игромании, которую Вы можете провести на себе или на ребенке и определить есть ли у Вас или у Вашего ребенка эта зависимость. Психологическое исследование Зависимости от Компьютерных Игр (ЗКИ) (составители доц. Ахмедов С.А., доц. Адамбаев З.И. 2017) Психологическое исследование начинается с того, что тестируемому еще до начала беседы предлагается указать ряд градиентов по специальному опроснику ЗКИ: Дата_________ Ф.И.О.________________________________________________ Год рождения______________ Пол__________ Образование______________________________ Род деятельности_________________________________ В каждом из десяти разделов, отмеченных римскими цифрами, галочкой обозначьте ряд, наиболее отвечающий Вашему состоянию по данному разделу I. Потребность в компьютерных играх Как часто возникает навязчивое желание играть? 0 – вообще никогда; 1 – несколько раз в месяц, за компанию с друзьями; 2 – 2-4 раза в неделю; 3 – ежесуточно 1 раз или несколько раз в сутки. II. Настроение перед компьютерной игрой 0 – индифферентное; 1 – спокойное, с планированием потраченного времени; 2 – оживление и предвкушение удовольствия от компьютерной игры; 3 – нарастающее эмоциональное напряжение и возбуждение. III. Предприимчивость Инициативность действий, направленных на достижение цели поиграть: 0 – вообще ничего не предпринимаю; 1 – иду в «интернет» кафе с друзьями; 2 - пользуюсь имеющимся в наличии компьютером, скачиваю новые игры; 3 – имею мощный компьютер и все гаджеты, постоянно слежу за новинками. IV. Время, потраченное на компьютерные игры 0 – вообще не трачу времени; 1 – трачу как можно меньше, играю для релаксации; 2 – иногда увлекаюсь и теряю контроль над временем; 3 – большую часть свободного от учёбы или работы, и даже часть ночного времени. V. Условия 0 – нигде и ни при каких обстоятельствах; 1 – обычно в «интернет» кафе или у друзей; 2 – обычно дома в подходящих условиях на компьютере, когда есть свободное время на смартфоне; 3 – играю везде и всегда, где есть возможность. VI. Длительность формирования ЗКИ Имеется в виду, в течение какого периода времени сформировались симптомы психологической зависимости от компьютерных игр: 0 – нет зависимости; 1 – не испытываю зависимости, но играть люблю; 2 – около года; 3 – свыше 1 года. VII. Ощущения во время игр Требуется указать уровень выраженности проявлений эмоциональной экспрессии в период игры, неважно положительной или отрицательной: 0 – вообще ничего не происходит; 1 – ровные стабильные эмоции; 2 – лёгкие эмоциональные реакции, не выходящие за рамки контроля; 3 – значительные перепады настроения в зависимости от успешности результатов. VIII. Настроение после игры Указываются эмоциональные реакции после завершения игр: 0 – индифферентное; 1 – спокойное, планирование следующего сеанса игры; 2 – лёгкое сожаление от окончания сеанса; 3 – возбуждение, гордость от преодоления сложного уровня, сожаление от неудачного результата. IX. Соматическое состояние в период игры и после Имеются в виду изменения соматического состояния в виде тахикардии, головных болей, тремора рук, колебаний артериального давления, нарушений сна и аппетита: 0 – никак не меняется; 1 – субъективно ничего не чувствую; 2 – редко возникает непродолжительная тахикардия, исчезающая спонтанно и тревожный сон; 3 – частые головные боли, тремор рук, колебания артериального давления, нарушения аппетита и бессонница. X. Состояние в условиях вынужденной депривации Депривация – это отрыв от привычной действительности. В разделе имеется в виду полное лишение возможности играть в компьютерные игры, например в условиях пребывания в больнице, отдыха за городом, службы в армии и т.д.: 0 – никак не меняется; 1 – переношу абсолютно спокойно; 2 – испытываю лёгкий психологический дискомфорт; 3 – чувствую психологический дискомфорт, скуку и раздражение от изоляции, апатию, навязчивое желание играть; Выводы: Отсутствие зависимости или лёгкая – до 11 баллов зависимости от компьютерных игр (ЗКИ) Тестируемые не проявляют признаков значительной зависимости в виде игромании. Моменты увлечения компьютерными играми носят редкий и эпизодический характер, объясняются причинами устранить скуку, убить время, занять себя чем-нибудь либо поиграть вместе с друзьями за компанию. Умеренная зависимость – от 12-до 22 баллов ЗКИ Субъекты, принадлежащие к данному контингенту, периодически и регулярно уделяют определённую часть личного времени на компьютерные развлечения. Можно сказать, что компьютерные игры занимают в их жизни не главенствующее, но значительное место. Периоды вынужденного воздержания переносятся относительно спокойно, но не комфортно. Данный уровень зависимости может в динамическом плане редуцироваться, но может перерасти и в следующую стадию. Повышенная зависимость - от 23 до 33 баллов ЗКИ В этой группе тестируемых характерными особенностями являются эмоциональная охваченность игроманией и её доминирование в сфере личностных ценностей субъекта. Это чревато уходом на второй план в сознании подростка (а именно этот возраст наиболее подвержен игромании) более главных жизненных приоритетов. Основные признаки повышенной ЗКИ: выраженный психологический дискомфорт, эмоциональное напряжение, раздражительность, тревога, депрессия, апатия, тахикардия, тремор рук, колебания артериального давления, нарушения сна, аппетита, злоупотребление курением. Данное состояние значительно снижает качество жизни и блокирует огромный пласт психической деятельности в сферах сознания, эмоций, влечений, мышления, волевого потенциала, что, несомненно, требует своевременной психотерапевтической коррекции. По вопросам лечения игромании и реабилитации обращаться по телефону: (071) 289-43-03, клинка «Global Med System» Статью подготовил Доцент Адамбаев З.И. руководитель клиники «Global Med System»